Поликультурный Крым-основа межнационального согласия

22 декабря 2015 года

 

Выступление заместителя председателя РНКА греков республики Крым "Таврида" Балабанова Одиссея Юрьевича на конференции, организованной государственным комитетом по национальным вопросам и Домом дружбы народов, "Поликультурный Крым-основа межнационального согласия":

Балабанов Одиссей ЮрьевичФормирование межнационального согласия в поликультурном Крыму.

12 марта 2014 года на всекрымском съезде греков Крыма была определена позиция греческого народа и принято решение о создании кардинально новой общественной организации греков Крыма, которая будет способной консолидировать греков всего полуострова, будет выражать волю и желание греческого народа. А имя ей дать - Таврида. 

25 марта 2014 на очередном съезде греков Крыма практически единогласно председателем общественной организации «Региональная национально-культурная автономия греков Республики Крым «Таврида» был избран Иван Аристович Шонус.
И уже 6 мая 2014 на совместном расширенном заседании Совета Ассоциации Греческих Общественных Объединений России, Федеральной Национально-Культурной Автономии Греков России и представителей греческих общественных организаций Крыма ОО «РНКА греков Республики Крым «Таврида» была принята в состав ФНКА Греков России.

Практически сразу же греческая молодежь Крыма выступила с инициативой о создании молодежной организации греков Крыма. 6 июля 2014 года на заседании молодежи греков Крыма большинством голосов председателем был избран Дмитрий Балабанов. Этим же летом организовали ансамбль греческого танца «Артемис», осенью начали работать курсы греческого языка.

За столь недолгое существование РНКА греков Республики Крым «Таврида» успела организовать и принять участие во множестве мероприятий как республиканского значения, так и российского. Это греческие национальные праздники, городские, церковные, республиканские и всероссийские праздники, памятные и траурные даты, мероприятия, посвященные ознакомлению и единению народов многонационального Крыма. 

Крым – уникальный социум, где компактно проживают несколько этносов.

В.И. Даль, давая определение понятию человек, писал: “ Человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесною речью”. Для межкультурной коммуникации это определение имеет высочайшую ценность, потому что помогает увидеть в другом себя и одновременно почувствовать к себе и к нему уважение, без чего установление контакта затруднено.

Объективно сложилось так, что Крымский полуостров на протяжении многих веков был, есть и остается многонациональным регионом, в котором компактно проживают несколько этносов. В данном аспекте Крым является уникальным социумом, в котором возникают и решаются проблемы, характерные для полиэтнических регионов. Крым является так же благоприятной средой для формирования образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению знаний, профессиональной мобильности и пониманию широких культурных, этнических и социальных контекстов.

О сложных проблемах межкультурной коммуникации много пишется и говорится, но простых и быстрых решений они не имеют. Особенно это касается поликультурных пространств, поскольку каждое из таких пространств, если можно так выразиться, “поликультурно по-своему” и, кроме общих черт, содержит целый ряд неповторимых отличительных признаков. Греки-носители высочайшей культуры и духовных ценностей,являются патриотами своего народа,страны в которой живём.

Насколько прочен или зыбок в полиэтническом мире региона.

Крым - регион, на территории которого издавна проживало множество этнических групп, принадлежащих к различным культурным общностям, большинство из которых относилось к двум мировым цивилизациям: исламской и восточно-христианской. Тем не менее, геополитический фактор оказал существенное влияние на развитие Крыма, как полиэтнического региона. Успех развития Крымского региона во многом зависит от того, насколько успешно удастся трансформировать геополитические противоречия в геополитическое сотрудничество.Потенциальная конфликтность и перманентная неустойчивость социальной ситуации на современном этапе развития Крыма привели к осложнению этноконфессиональных отношений и обострению порождаемых ими проблем. Что должно направлять руководство Республики Крым искать новые формы для организации совместного проживания представителей разных конфессий и этнических групп.
Хочу заметить, что исследователи (С.Хантингтон и С.Бенхабиб) утверждают, что культура сама по себе не может являться поводом для конфликта. Конфликтный потенциал могут нести экономические и политические интересы сторон. То есть политика влияет на культурную сферу жизни общества.

Возможность разрешения сложившейся ситуации мирным путем - осуществление политики, основанной на изучении социокультурных реалий и опирающейся на идею общности людей разных верований и культурных традиций по месту их рождения и/или проживания.

Пути решения – только через воспитание взаимного уважения к правам и культурным особенностям этнических групп.

Понятие «цивилизация» на настоящий момент достаточно широко разработано в современной науке, и многие исследователи интерпретируют его как некую культурную общность, в основе которой лежат общие культурные и духовные ценности. Среди наиважнейших характеристик цивилизации — религия и язык.

Если этносы сами по себе представляют естественно складывающиеся динамичные социально-педагогические системы, в которых происходит передача этнической культуры от одних поколений к другим. То культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносов). Под культурой межнациональных отношений (КМО) следует понимать исторически сложившиеся ценностные ориентиры и нормы поведения наций, народностей и отдельных людей по отношению к людям иной этнической принадлежности. Восприятие, сложившейся культуры межнациональных отношений,каждой отдельной личностью происходит как спонтанно в процессе межнационального общения, так и в специально организованных для этого социально-педагогических системах.

Инициаторами просветительской и миротворческой деятельности должны выступать не только представители политических элит, но и рядовые члены различных этноконфессиональных групп. Необходимо реформировать законодательство в области свободы совести и религиозных организациях, разрабатывать модели диалога власти и национально-культурных организаций.
Гармоничное взаимодействие этнических групп Крыма возможно при взаимном уважении к правам и культурным особенностям друг друга, сохранении своих культурных особенностей в сочетании с возможностью индивидуумов и этнических групп полноправно участвовать во всех сферах общественной жизни: экономической, политической и культурной.

При формировании национально-региональной концепции воспитания следует учитывать духовно-этические традиции региона, которые обеспечивают его последующее развитие; историко-национальные особенности образа жизни населения региона как форм проявления его сознания; реалии сегодняшней этнической, хозяйственной, культурной жизни региона, задачи его последующего развития; федеральное (геополитическое) содержание жизни региона как части России».

О специальной организации межэтнического взаимодействия и совместной деятельности представителей разных этносов с целью достижения культурных межнациональных отношений.
Неумение или нежелание жить рядом с людьми других национальностей и народностей часто приводит к тому, что культурные отличия становятся главным источником нестабильности, межнациональных и межэтнических конфликтов. Предотвратить отмеченные негативные последствия общественного развития могут взвешенная национальная политика государства, политическая мудрость лидеров политических партий и блоков, обоснованные методологические принципы организации учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурной ученической и студенческой среды.

На уровне межличностного взаимодействия в полиэтнических сообществах культура межнациональных отношений складывается и спонтанно, и в процессе организованного воспитания, в котором существенную роль играет совместная жизнедеятельность представителей разных этносов и межнациональное общение. Культура межнациональных отношений, в конечном счете, формируется в деятельности такого рода и межнациональном общении.

В культуре всех народов и наций имеется много общего, того, что и называется «общечеловеческими ценностями». И если этим ценностям отдаётся приоритет, тогда и развиваются подлинно культурные межнациональные отношения.

Для любого полиэтнического государства крайне важной является проблема сохранения межнационального и межконфессиального мира. Межнациональные и межконфессиальные конфликты сотрясают те государства, где пренебрегают национальным вопросом. Крым был всегда и остается сегодня полиэтнической и поликонфессиальнойтерриторией, что делает для нас крайне актуальными вопросы межнациональных отношений, наличие научно разработанной последовательной национальной политики.

Способствует укреплению межнациональных отношений в Крыму ряд законов направленных на гармонизацию межэтнических отношений. Таких как, закон «о национально-культурной автономии».Национально-культурная автономия выполняет важную интегративную функцию в гражданском обществе путем объединения граждан, принадлежащих к одному народу, одной религии, говорящих на одном языке, так же способствуя сохранения самобытности культуры граждан, принадлежащих к этому объединению, в то же время интегрирует данное объединение в систему других институтов, в общегражданскую культуру.

Указ №268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского,крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Главная задача, поставленная президентом в документе – восстановление исторической справедливости, устранение последствий незаконной депортации народов с территории Крымской АССР. Указ предусматривает создание и развитие национально-культурных автономий, обеспечение возможности получения основного общего образования на национальных языках, решение других вопросов социально-экономического развития.

Одну из основных ролей в правильном формировании культуры межнациональных отношенийв сознании подрастающего поколения играет организация мероприятий в учреждениях образования, в которых учащиеся могут проявить себя с национальной стороны или больше узнать о культуре своего и других народов.

Немало важным является аспект сохранения национального языка и его передача поколению. Некоторые аспекты культурного наследия – такие как устное творчество и традиции, - полностью зависят от языка, что и определяет необходимость мер по сохранению всех, больших и малых, языков.(“Конвенция по сохранению нематериального культурного наследия” 2003 года, содержится пункт о сохранении языков как “инструмента передачи нематериального культурного наследия”, что свидетельствует о признании ключевой роли языков в выражении и передаче от поколения к поколению традиций, опыта, элементов наследия.)

Открывая для себя другие культурные пространства, каждый должен быть готов к тому, что стоит на пороге незнакомого дома, обитатели которого имеют свой уклад жизни, свой язык и свои культурные ценности. Если мы войдем в чужой дом с доброй волей и желанием обогатить свой разум новыми знаниями и понятиями, то настроим себя таким образом на партнёрство, на равноправное общение, свободное от прямолинейных суждений хорошо/плохо, правильно/неправильно. Только такой настрой даст возможность современному человеку войти с чистой совестью в Царство Человека, где господствуют общие для всех, незыблемые нравственные понятия.

В Крыму, как известно, проживает свыше 170 различных наций и народностей. Сплотить все современное поликультурное общество возможно только вокруг самого сокровенного для каждого его представителя. К таким безусловным приоритетам относится стремление сохранить себя, свою культуру, свой язык для своих детей, для будущих поколений, чтобы оставить свой неповторимый след на Земле, сохранив при себе воспоминания и легенды. Этот жизнеутверждающий пафос обладает сильным потенциалом, чтобы побудить носителей разных культур не только гордиться своим прошлым, но и, осознавая свою историческую миссию, беречь настоящее, стремиться к созданию атмосферы толерантности и уважительного отношения к носителям другой (неродной) культуры. Для греков Тавриды это прежде всего создание общества в содружестве со всеми этносами,для нас это люди,идеи и идеалы,главные приоритеты- это реальные дела.